Несмотря на введение в ночь с 19 на 20 января чрезвычайного положения, войска 19 января в 21:00 были внедрены в город со стороны Туркан-Гала. «Бакинской операцией» непосредственно руководили министр обороны СССР Дмитрий Язов, министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин и заместитель председателя КГБ СССР Филип Бабков.
На город напали войска Бакинского гарнизона, введенные воинские части, выведенные с боевых кораблей группы десантников. Тяжелая военная техника легко разрушила баррикады. Улицы города были залиты кровью застреленных и раненых ни в чем не повинных людей – стариков, женщин и детей. Военные обстреливали людей, случайно вышедших из дома, машины скорой помощи, убивали раненых, сжигали, оскорбляли и уродовали тела убитых. Людей убивали жуткими мучениями, бросая под тяжелую военную технику.
До объявления чрезвычайного положения Советская армия совершала зверства против своих граждан, жители Баку не были официально уведомлены о применении и продолжительности чрезвычайного положения с момента подписания указа в соответствии с первым абзацем Международного акта 1966 года «Закона о международных гражданских и политических правах». В ночь на 19 января 1990 года в боевых действиях использовались танки и бронетехника различного назначения, а в городе были высажены десанты с кораблей Каспийского военного флота.
Во время Кровавой январской трагедии в результате незаконного вторжения советских войск в Баку и районы Азербайджана 147 человек были убиты, 744 ранены, 841 незаконно арестованы, 112 из них были доставлены в различные города СССР и задержаны в тюрьмах. Со стороны военных были разгромлены 200 домов и квартир, 80 автомобилей, в том числе машины скорой помощи, а также в результате зажигательных пожаров уничтожено большое количество государственного и частного имущества. По ценам того времени государственному, общественному и частному имуществу был нанесен ущерб на сумму 5 637 286 рублей.
Трагедия Нефтчалы 25 января 1990-го года
Через несколько дней войска, дислоцированные в Баку для захвата мирного населения, двинулись на юг – в Нефтчалу, Джалилабад и Ленкорань. В этих районах 25-го и 26-го января советские войска под разными предлогами вступили в столкновения с местными жителями, арестовывая и расстреливая невинных людей. Инцидент начался 25 января в 18:32. Накануне событий активисты Национально-освободительного движения в Нефтчале вели переговоры, чтобы предотвратить возможные массовые убийства или конфронтацию. Однако советские военные, осуществлявшие провокационный план в Нефтчале, под предлогом переговоров, собрали тех, кто оказался перед волной протестов в здании Комитета обороны Карабаха и начали угрожать и требовать сдачи какого-либо оружия. Когда люди собрались внутри здания, снаружи послышались взрывы. Были расстреляны и бежавшие из здания. Пленных активистов со связанными руками отвезли в поселок Банк. Их немыслимо пытали. В поселке Хиллы же к дверям подозреваемых подъезжали танки и ДПМ, а во дворах сжигали стога сена. Ибрагим Нурлу в своей книге «Январская резня в Нефтчале» пишет, что в последние дни плена танки бродили по улицам города, а советские солдаты контролировали ситуацию. В лицемерном протоколе, подписанном военачальником Нефтчалы О.Шелухиным, говорилось, что при входе спецназа в Нефтчалу члены районного совета обороны применили оружие и спецназ открыл ответный огонь. Лейтенант Аксенов погиб, один солдат был ранен. Также один житель умер, трое – госпитализированы. Якобы у населения есть пулеметы, автоматы, пистолеты и гранаты, и поиски продолжаются.
Активный участник битв за независимость Азербайджана и целостность наших земель, ветеран 20 января Алекпер Гаджи Махаммадали оглы Талыбов так вспоминает годы своей деятельности в Национально-освободительном движении: «Моя деятельность в Национально-освободительном движении началась в ноябре 1988-го года и продолжалась до 1993-го года. Во время акций протеста в Нефтчале событиям 20 января у нас вообще не было оружия. Мы просто поднялись в народном восстании и протестовали против событий 20 января в Баку. Накануне мы получили информацию о том, что с нами хочет встретиться командир воинской части. Мы согласились на встречу и подумали, что они должны встретиться с нами, лишь бы не подвергать опасности население. Накануне в Нефтчале летали вертолеты, стреляли световые пули или же они сами создавали провокации. Они открывали огонь, но говорили, будто население провоцирует на это. У нас была информация, что спецназ ВС СССР «Альфа» приезжает в Нефтчалу для проведения разведки. Мы знали, что этот инцидент будет совершен и в Нефтчале. Нефтчала была полностью блокирована. Но мы вовремя это почувствовали и не допустили новых массовых убийств. Однако, вопреки воле народа, Советская армия нанесла нам тяжелый урон. В Нефтчале погибли два человека…
Во время кровавых событий в Баку я также участвовал в блокаде, организованной рыбацкими лодками для предотвращения расправы над советскими войсками. Мы оказали сопротивление советским войскам в Бакинской бухте. Мы пытались оградить их от входа в город. Не подчиняясь русским, мы подняли свой флаг на мостике нашего корабля… меня неоднократно преследовали пограничники. В то время меня преследовали двое сотрудников КГБ СССР … Но я не изменил и не изменю своей убежденности в том, что на пути к правде, во имя народа не может быть трусости… Некоторое время после кровавых событий в Нефтчале меня считали мертвым. Потому что сначала хотели выстроить нас в очередь и расстрелять в воинской части в поселке Банк, но в последний момент передумали и на вертолете доставили в Баку.
При переходе через Каспийское море они даже хотели бросить в море, но позже отказались от этой идеи. Тогда нас – активистов погрузили гурьбой в вертолет. Не бросив в море, нас доставили в аэропорт Бина. Они снова попытались выстроить нас в линию и расстрелять. В это время на место события прибыла Азербайджанская депутатская следственная группа (Ариф Меликов, Фикрет Амиров, Адиля Намазова и др.), забрала нас от советских военных и отвезла в Тагиевскую тюрьму в Шувелянах. В связи с тяжелым состоянием нас доставили в Мардакянскую городскую больницу № 26. В больнице жители села также проявили к нам достаточно внимания и заботы. Они снабдили нас лекарствами и одеждой… В то время народ действительно продемонстрировал единство. Благодарю врачей, медсестер и жителей Мардакянской городской больницы № 26. Они нам очень помогли. После выздоровления мы снова присоединились к борьбе».
Во время инцидента в Нефтчале 25 января 1990 года 2 человека погибли, 10 получили ранения, в общем, пострадало 30 человек. Во время январских событий 1990 года группе людей, раненых во время агрессивного вторжения Вооруженных сил бывшего СССР в Баку и нескольких регионах страны, проявивших высокое гражданство, смелость и отвагу, было присвоено почетное звание «Борец за свободу» Азербайджанской Республики. В Нефтчалинском районе 12 человек, в том числе мой отец Алекпер Талыбов, были удостоены этого звания – Агагусейнов Нураддин Аслан оглу (посмертно), Джафаров Абульфаз Боюкага оглу (посмертно), Оруджев Шамсаддин Абилгасан оглу (посмертно), Рамиз Джафар оглу Гусейнов, Новруз Аллахверди оглу Дадашев, Алекпер Махаммадали оглы Талыбов, Бахтияр Агагусейн оглу Агаев, Махаммад Тазахан оглу Фарзиев, Фарман Камран оглу Гусейнов, Огтай Абильгасан оглу Оруджев, Алигейдар Ханахад оглу Мамедов, Абдулла Ханали оглу Агаев, Имамверди Агамамед оглу Зейналов.
Ленкоранская трагедия 26 января 1990-го года
В кровавые январские дни 11 из тех, кто поднялся на вершину мученичества в борьбе за свободу азербайджанского народа, были жителями Ленкорани. Пятеро из них – Тельман Багиров, Мирсалам Абульфатов, Асиф Асадуллаев, Афлатун Казимов и Азад Мирзоев – стали жертвами вооруженной агрессии Советской армии на улицах Баку в ночь с 19-го на 20-е января. А 26 января шесть человек – Тариель Абдуллаев, Салман Бахшиев, Ровшан Бадалов, Вагиф Мамедов, Рагим Мамедов и Шахин Мамедов – были зверски убиты русскими десантниками в лесу Хафтони в Ленкорани, 11 человек ранены и 46 – арестованы.
В то время митинги протеста против имперского рабства проходили не только в столице, но и по всей стране. Обстановка в южном регионе Азербайджана также была напряженной. Люди, которые хотели свободы и независимости, поднялись. Пограничные посты в Джалилабаде и Астаре были разрушены. В Нефтчалах и Ленкорани были парализованы вышедшие из-под контроля государственные органы. Военная техника советских войск и здесь была готова пролить кровь. «Карательные» отряды армии, «успешно» осуществившие этот гнусный замысел в Баку, сначала пролили кровь борцов за свободу в Нефтчале. Подошла очередь и Ленкорани. По словам очевидцев, русские военные, которые были внедрены в Ленкорань, якобы требовали от представителей народного движения безоговорочной сдачи оружия, угрожая мирному населению. Видя, что ситуация становится все более драматичной, активисты отступили в зону горного леса, чтобы снизить напряженность в городе и не подвергать опасности население. Но десантники «спасательной» армии, которые хотели разбить людей, тут же окружили лес и обстреляли людей пулевым «дождем»
Отметим, что 20 января в Азербайджанской Республике отмечается как официальный день траура и является нерабочим днем. В этот день азербайджанский народ приезжает в Баку из всех городов и районов, чтобы навестить могилы мучеников, погибших за свободу и независимость своего народа. После событий Кровавого января 1990 года в Азербайджане гвоздики называют «цветами траура». В связи с трагедией 20 января по инициативе и указанию общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева 29 марта 1994 года постановление Парламента Азербайджана «О трагических событиях 20 января 1990 года в Баку», 5-го августа 1998 года указ о возведении мемориального комплекса «Вечный факел» на Аллее шехидов в Баку (Аллея шехидов – братская могила, где захоронены мученики Черной январской и Карабахской войн. Аллея шехидов в разный период служила кладбищем Чамбараканд, Горным парком и парком Кирова) дали политико-правовую оценку трагедии 20 января. В 2010 году в Ясамальском районе Баку открылся «Мемориальный комплекс 20 января». На комплексе золотыми буквами выгравированы имена и фамилии 147 человек, погибших в трагедии. Этот памятник расположен на Аллее шехидов и представляет собой гробницу с золотым стеклянным куполом, стоящую на 8-конечной звезде. Элегантная сетка, украшающая стены гробницы, придает монументальному сооружению определенную легкость и воздушную прозрачность. При реконструкции Аллеи шехидов по распоряжению Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в 2007 году колонны монумента «Вечный факел» были подняты, поры восьмиугольной звезды и восьмиугольного зеркала в памятнике были украшены золотом. Не только в Баку, Нефтчале и Ленкорани, но и во всех городах и районах Азербайджана есть Аллеи шехидов, относящиеся шехидам 20 января, Ходжалы и Карабахской войны.
Да помилует Аллах мучеников. Аминь!
Субхан Алекпер оглу Талыблы
ведущий научный сотрудник Института востоковедения НАНА, доктор философии по истории, доцент